Что такое ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев:
«Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Такое определение очень созвучно тому, которое используется в Программе международного сравнительного исследования PISA – исследования функциональной грамотности 15-летних школьников. Основной вопрос данного исследования: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?».
Функциональная грамотность - это уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.
Составляющие функциональной грамотности
1. Читательская грамотность - Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Банк заданий
2. Естественнонаучная грамотность? - ?Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности ФГБНУ ФИПИ
3. Математическая грамотность? - Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты Банк заданий
4. Финансовая грамотность? - ?Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни. Банк заданий
5. Креативное мышление - ?Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения. Банк заданий
6. Глобальные компетенции - Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем
СБОРНИКИ ЗАДАНИЙ |
|
|
Банк заданий по функциональной грамотности
Открытые задания PISA
Электронный банк заданий по ФГ
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности (платформа РЭШ)
Руководство пользователя
Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке:https://resh.edu.ru/instruction
Лаборатория функциональной грамотности
Вебинар Колесниковой Н.Б., главного редактора издательства «Просвещение»)
Электронный банк заданий по ФГ
Уважаемые коллеги!
5 июля 2021 года Министерством юстиции России зарегистрированы приказы о введении в действие обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования, разработанных Министерством просвещения Российской Федерации.
Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» открыта горячая линия по вопросам обновления содержания общего образования.
Телефон горячей линии – 8 -800- 200-91-85, доб. 7.
Методические материалы
- Информационно-методические материалы Государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования Ярославской области "Институт развития образования"
- Вебинар о методическом обеспечении ФГОС
- Всероссийские методические видеоуроки
- Методические рекомендации по преподаванию учебных предметов
- Всероссийские просветительские мероприятия
- https://pedsovet66.irro.ru/?page_id=436
http://ntf-iro.ru/metodmaterialy-mop-fg/
https://pedsovet66.irro.ru/?page_id=425 -
Нормативные документы
Федеральный уровень
- Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019г. № 219 Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО
- Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности.
- Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 04-238 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности.
- Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности.
-
Региональный уровень
- Приказ департамента образования Ярославской области от 31.12.2019 № 490/01-03 «Об утверждении Положения о системе оценки качества подготовки обучающихся общеобразовательных организаций Ярославской области»
- Приказ департамента образования Ярославской области от 23.03.2020 № 107/01-04 "Об утверждении Положения об обеспечении объективности процедур оценки качества образования и показателей объективности процедур оценки качества образования и всероссийской олимпиады школьников в Ярославской области"
- Приказ ГУ ЯО ЦОиККО от 30.03.2021 № 38/01-02 «Об утверждении Положения о работе экспертов по разработке оценочных инструментов для проведения независимой оценки качества подготовки обучающихся»
- План мероприятий Ярославской области по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся на 2021-2022 учебный год